Что такое гуманная педагогика?
Гуманная педагогика – это живая, духовная педагогика. Она принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой и провозглашает природосообразность в качестве высшего закона.
Гуманная педагогика – образ жизни на принципах любви, добра и красоты, раскрывающий в человеке все самое лучшее; это творение вокруг себя красоты и гармонии через творение красоты и гармонии внутри себя.
Понятие «гуманная педагогика» в полной мере относится к педагогической классике, от Квинтилиана до Сухомлинского. Незыблемым первоисточником для гуманной педагогики, как и всего классического педагогического наследия, являются духовно-философские учения, возникшие на началах религиозности. Все российские и европейские классики педагогики, все величайшие мыслители строят свои учения и взгляды на основе Учения Христа и христианской философии.
Гуманная педагогика отличается от авторитарной педагогики тем, что в основу образования и воспитания личности она кладет понятие «духовности», нравственного развития личности.
В качестве цели гуманно-личностного образовательного процесса ставится облик Благородного Человека.
В основу гуманной педагогики кладутся следующие допущения и выводы из них:
- признаётся реальность, действительность Высшего Мира (Творца, Бога, Высшей Силы, Логоса, Абсолюта);
- признаётся бессмертие души человека, её устремлённость к вечному совершенствованию и восхождению;
- земная жизнь принимается как отрезок пути вечного совершенствования и восхождения души человека.
Из этих допущений делаются выводы о сути ребёнка (человека):
- каждый ребёнок (человек) есть явление в нашей земной жизни;
- каждый ребёнок есть носитель своего предназначения на Земле, своей миссии;
- в каждом ребёнке заключена неогранченная энергия его духа.
Эти допущения и выводы из них составляют духовно-философскую основу гуманной педагогики. Их развёрнутое содержание впитывает в себя в качестве источников Святые Писания основных религий, духовно-философские учения (Бердяев, Соловьёв, Флоренский, Ильин, Рерих, Мамардашвили, Никандров и другие), классические педагогические учения.
Гуманная педагогика ведёт ученика по пути развития и совершенствования своего духовного мира, по пути осознания своего предназначения и понимания суровости долга, по пути умножения добра и любви на Земле. Личностью мыслится тот, кто ищет в себе смысл своей возвышенной души и служит ей преданно.