О Центре

Что такое гуманная педагогика?

Гуманная педагогика – это живая, духовная педагогика. Она принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой и провозглашает природосообразность в качестве высшего закона.

Гуманная педагогика – образ жизни на принципах любви, добра и красоты, раскрывающий в человеке все самое лучшее; это творение вокруг себя красоты и гармонии через творение красоты и гармонии внутри себя.

Понятие «гуманная педагогика» в полной мере относится к педагогической классике, от Квинтилиана до Сухомлинского. Незыблемым первоисточником для гуманной педагогики, как и всего классического педагогического наследия, являются духовно-философские учения, возникшие на началах религиозности. Все российские и европейские классики педагогики, все величайшие мыслители строят свои учения и взгляды на основе Учения Христа и христианской философии.

Гуманная педагогика отличается от авторитарной педагогики тем, что в основу образования и воспитания личности она кладет понятие «духовности», нравственного развития личности.

В качестве цели гуманно-личностного образовательного процесса ставится облик Благородного Человека.

В основу гуманной педагогики кладутся следующие допущения и выводы из них:

  • признаётся реальность, действительность Высшего Мира (Творца, Бога, Высшей Силы, Логоса, Абсолюта);
  • признаётся бессмертие души человека, её устремлённость к вечному совершенствованию и восхождению;
  • земная жизнь принимается как отрезок пути вечного совершенствования и восхождения души человека.

Из этих допущений делаются выводы о сути ребёнка (человека):

  • каждый ребёнок (человек) есть явление в нашей земной жизни;
  • каждый ребёнок есть носитель своего предназначения на Земле, своей миссии;
  • в каждом ребёнке заключена неогранченная энергия его духа.

Эти допущения и выводы из них составляют духовно-философскую основу гуманной педагогики. Их развёрнутое содержание впитывает в себя в качестве источников Святые Писания основных религий, духовно-философские учения (Бердяев, Соловьёв, Флоренский, Ильин, Рерих, Мамардашвили, Никандров и другие), классические педагогические учения.

Гуманная педагогика ведёт ученика по пути развития и совершенствования своего духовного мира, по пути осознания своего предназначения и понимания суровости долга, по пути умножения добра и любви на Земле. Личностью мыслится тот, кто ищет в себе смысл своей возвышенной души и служит ей преданно.