Антология ГП

Большим и значимым событием для творчески мыслящих и творящих сегодня учителей является “Антология гуманной педагогики” (“Издательский Дом Шалвы Амонашвили”), которая являет собой бесцензурное, академически выверенное издание великих книг об искусстве воспитания всех времен и народов. Каждый, читающий эти книги, имеет возможность прикоснуться к Чаше педагогической мудрости, черпая из нее практически бесценные духовные богатства, восполняя их вновь и вновь результатами собственного творчества настолько, насколько оно будет соответствовать новой плюсовой парадигме развития человеческого общества в XXI в.

Смысл создания Антологии Гуманной Педагогики заключен в том, чтобы активно содействовать процессу духовного и профессионального становления учителя, обновлению образовательного процесса в школах. Человечество ищет пути преодоления технократизма и разобщенности, вражды и зла в общественной жизни. И путь усиления гуманного педагогического мышления в умах и деятельности сотен тысяч учителей и воспитателей, работников народного образования, в коллективе каждого образовательного заведения, формирования этого мышления в умах и сердцах миллионов родителей и есть один из важнейших путей очеловечивания, облагораживания и духовного возвышения общества.

Создатели Антологии исходили из понимания того, что сегодня, как никогда ранее, необходимо наполнить современный учебный процесс глубинными пластами духовности. Вот почему каждый из четырех первых комплектов, состоящий из пяти книг, которые получает читатель в соответствии с условным разделением Антологии на пять направлений, — начинается с книги размышлений об истоках духовности, заложенных в четырех мировых религиях, исповедуемых в России: христианстве, исламе, иудаизме и буддизме. К созданию этих отправных книг привлечены иерархи соответствующих конфессий, ученые-богословы и преподаватели соответствующих учебных заведений. 

Уже издано 50 томов Антологии. В работе еще пять. Глубина, сочетание мудрости классиков и острого взгляда современника делают книги Антологии Гуманной Педагогики настольными книгами учителя, помогают ему проникать в трепетный мир Ребенка.

 

ДУРЫЛИН

В книге представлены статьи С.Н. Дурылина (1881-1954) – одного из наиболее выдающихся представителей отечественной педагогики свободного воспитания.
С.Н. Дурылин последовательно отстаивал гуманистические идеалы свободы в образовании, резко критиковал традиционную школу и педагогику, выдвигал идеалы воспитания и обучения, созвучные идеям современной педагогики свободы.

АПОСТОЛ ПАВЕЛ

В книге представлено педагогическое наследие учеников Иисуса Христа, ставшее основой педагогических тенденций многих эпох и стран. Собраны тексты, раскрывающие значимость и непреходящую духовную ценность гуманного педагогического мышления. Знакомство с ними чрезвычайно важно сегодня, в условиях утраты мировоззренческой основы отечественного образования.

КАБАЛЕВСКИЙ

В томе собраны статьи по педагогике выдающегося отечественного композитора Д. Кабалевского, создавшего и внедрившего в массовую школу концепцию музыкально-эстетического воспитания, призванную развить у учащихся ясное понимание того, что музыка – это часть жизни каждого человека, мощный стимул его духовного, нравственного развития. С этих статей началось новое отношение учителей к педагогике искусства, ставшее сегодня одним из действенных средств гуманной педагогики.

ИЛЬИН

Известный философ русского зарубежья, высланный в 1922 году из России большевиками, Иван Ильин и в эмиграции остался верен традициям русской духовности, нравственного воспитания в семье и школе. В этом томе читатель прочтет также труды философа, в которых он выступает в качестве художественного критика. Ильин усматривал главный порок человека середины XX века в его «расколотости», в противоречии между разумом, умом, рассудком и чувствами, думой, сердцем.

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ

В томе представлены труды гуманистов, великих мастеров и педагогов итальянского Возрождения. Впервые собраны вместе статьи и книги, принадлежащие разным представителям итальянской культуры XV-XVI веков: философу Пико делла Мирандола и епископу Э.С. Пикколомини, знаменитому архитектору Л.Б. Альберти и гениальному ученому-живописцу Леонардо да Винчи, монаху-философу Т. Кампанелле. Они воссоздают общую атмосферу эпохи, направленную на воспитание творческого человека, свободного в проявлении своих талантов и готового к служению красоте и отечеству.

ЛЕОНТЬЕВ

Ученик, последователь, близкий друг Л.С. Выготского, один из лидеров отечественной психологической науки А.Н. Леонтьев подчеркивал: учение – это не простое накопление в голове ученика знаний, умений и навыков. Это перестройка всей детской психики, скачок в духовной жизни ребенка, серия своего рода «взрывов», ломающих прошлый круг представлений и открывающих для ребенка новые перспективы. Сами по себе знания менее важны чем то, какое место они заняли в сознании ребенка, а особенно – «какой жизненный смысл они приобрели для него и как вооружили его для жизни». Главная задача школы – развитие целостной личности ребенка.

ТАГОР

Рабиндранат Тагор, слава и гордость индийской культуры последней трети XIX века – первой половины XX века, поэт, драматург, композитор, первый из Азии лауреат Нобелевской премии в области литературы, был великим просветителем своего народа, выдающимся педагогом. Созданная им в Бенгалии маленькая частная школа выросла до знаменитого в Индии университета, в котором получили образование многие из тех, кто участвовал в освобождении Индии от английской зависимости.

ШТАЙНЕР

Важнейшей чертой вальдорфской педагогики является ориентация содержания и методики обучения на потребности индивидуального развитя ребенка. «Обучение есть прежде всего средство воспитания» – один из главных педагогических тезисов Рудольфа Штайнера. В умении ясно видеть эти потребности и творчески перерабатывать учебное содержание в соответствии с возрастом, темпераментом и индивидуально-личностными особенностями детей Рудольф Штайнер видел основную задачу учителя. Поэтому важнейшую роль в вальдорфской педагогике играет другой его тезис: «Педагогика – искусство».

ШИЛЛЕР

«Письма об эстетическом воспитании» великого немецкого поэта и драматурга XVIII века Фридриха Шиллера не публиковались в России 50 лет. Три поколения наших учителей выросли, не зная эстетических трудов этого мастера слова. А он впервые обратил внимание образованной публики на то, что без обращения к высокому искусству нельзя сформировать добродетельного и счастливого человека.

СОЛОВЕЙЧИК

В этом томе «Антологии гуманной педагогики» читателю предлагаются фрагменты творческого наследия одного из крупнейших теоретиков педагогики ХХ века, С.Л. Соловейчика. В работах Соловейчика, написанных ярко и талантливо, раскрываются законы внутреннего мира человека, его глубинных этических основ, без знаний которых воспитание невозможно.